Те, кто не умел планировать делегировать и контролировать в офлайне, стали еще хуже с этим справляться в онлайне. Но я не видел пока еще ни одной компании, которой переход в онлайн нанес бы некий новый вид ущерба; скорее, онлайн усугубил с точки зрения исполнительской дисциплины вещи, и в офлайне работавшие не ахти. Оффлайн давал недисциплинированным сотрудникам и руководителям возможность бесконечно собираться, отвлекать друг друга, выделять тепло, имитируя деятельность, а в кризисных ситуациях – бить кулаком по столу. Можно сказать, что массовое нытьё о сложности перехода к удалённому управлению – отражение управленческих дисфункций, которые при очном общении можно было подпереть тем или иным типом костыля.
Кроме того, важно оговориться, что я сегодня буду говорить о некоторых IT-решениях; мы применяем их для визуализации работ, но это вовсе не значит, что вы должны выбирать для себя их. На месте нашей Asana у Вас может оказаться Битрикс. На месте нашего Miro – условный MindMeister. На месте Notion – Confluence и так далее.
Второе замечание: я сегодня буду обсуждать некоторое количество управленческих моделей, которые мы внедряем для наших клиентов, но и это не означает, что нужно их калькировать, пусть даже они и основаны на нашем десятилетнем опыте управления компанией. Рекомендую в этой связи присмотреть и выбрать те подходы, что подойдут лично вам.
Мы разобьем статью на 4 раздела, соответствующие 4 компетенциям или областям контроля, в отношении которых необходимо поддерживать тонус организации и выстраивать правильное взаимодействие с сотрудниками.
Первая область контроля – это стратегия. Будучи не критичной, она, тем не менее, играет роль в успехе удаленного управления. Кстати, если у вас прописанной и четко зафиксированной корпоративной стратегии не было, настало время заняться ее разработкой.
В то же время, если какая-то стратегия у вас была (и, надеюсь, как знаменитый жокей из YouTube, вы ее придерживались), в условиях удаленной работы бывает не всегда легко сохранить осведомленность сотрудников в отношении целей организации. Рядовым работникам бывает трудно связать свою ежедневную работу с глобальными приоритетами компании. Такое положение может приводить к демотивации, расползанию качества, утрате фокуса, сокращению производительности.
Эта проблема известна в отношении работников интеллектуального труда . У Питера Друкера в книге “Эффективный руководитель” мы находим карикатуру: на стуле в кабинете сидит менеджер, а мимо проходят 2 его руководителя. Менеджер задумчив, он решает в голове какую-то проблему. Глядя на это, один руководитель спрашивает другого: “И как нам с тобой понять, что Джеффри думает о своей работе, а не о чем-то другом?”
В этом смысле удаленная работа мало что поменяла с точки зрения контроля работников интеллектуального труда: по-прежнему важно добиваться положения вещей, при котором стратегия компании понятна и ясна каждому сотруднику.
Вторая область контроля – управление исполнением. Можно составить блестящую стратегию, однако не менее необходимо блестяще её исполнить. Во многих компаниях принят оппортунистический подход к реализации стратегии, а дисциплины исполнения не хватает для достижения поставленных целей. Ниже мы обсудим некоторые механизмы обеспечения контроля за исполнением.
Третий блок – это люди. Показатели производительности персонала, сведенные в
дашборды, позволяют принимать взвешенные решения в отношении кадров: расставаться ли нам с сотрудником или нет; на каком моменте менять процессы найма, обучения, адаптации; четче осознавать риски неисполнения стратегии ввиду кадрового голода.
Четвёртый элемент – деньги. Как никогда необходимо понимание того, как компания собирается создавать прибыль. Лидеры должны научиться понимать, что происходит с денежными потоками и как ими лучше всего распорядиться.