Универсальные KPI. Если вы избрали какой-то универсальный KPI, который не имеет никакого отношения к реальности, хотя вам кажется очень логичным, то вас ждут большие проблемы. Дело в том, что необходимо уметь отличать частную проблему от системной, и не применять выводы по частной проблеме на всю систему и обратно. Универсальные модели не дают такой опции.
Кросс-функциональные KPI. В отличие от универсальной, уже более гибкая форма рассчёта, но также имеет проблемы:
1) Отсутствие хорошо проработанных границ всегда создает серые зоны, где сложно разобраться, а значит сделать правильные выводы.
2) Отчеты собираются быстро, но цифры, которые используются несколькими отделами для описания одной и той же проблемы или операции настолько разные, что никакого решения принять нельзя. Данные разобщены и разрознены по системам, из-за чего их использовать нельзя.
Однако обе проблемы решаемы с помощью общего анализа, анализа отдельных процессов, выявления параметров описывающих процесс и приведение метода расчетов параметров в единый алгоритм. И если весь перечень учтён и заведён в политику использования данных компании, и, главное, грамотно исполняется, то проблем и тут вполне можно избежать. И такой метод будет работать.
Рассчитываемые KPI. Это KPI, призванные, в отличие от универсальных и кросс- функциональных, побудить организацию двигаться в направлении максимальной отдачи при минимальных усилиях. Такие KPI являются операционно-тактическими, и они, будучи рассчитанными из логики создания нами денежного потока или прибыли, нацелены на то, чтобы позволить лучше понять сотрудникам в какие показатели надо «бить», как адаптироваться и рассчитывать стратегии. Причём, от рассчитываемых KPI могут измениться KPI кросс-функциональные.
И, поскольку финансовые показатели выводятся из поведения клиентов, а за счет формулы прибыли компания на языке финансов может реагировать на поведение клиентов, то так можно транслировать пожелания и поведение клиентов и подстраивать под него свои бизнес-процессы и гибко адаптироваться.
Но не стоит тут же бросаться и немедленно внедрять KPI на своём предприятии - это не панацея. Оценка эффективности в таком плотном и структурированном формате подойдёт далеко не всем предприятиям и видам бизнеса. Например, если ваш компания ещё слишком мала, а численность сотрудников невелика, то с планированием и оценкой легче справиться без долгих и сложных расчётов, а оставить всё на самостоятельное наблюдение. Однако, если ваше предприятие динамично развивается, или уже масштабировалось, а понимание отдельной успешности и загруженности разных бизнес- единиц всё ещё призрачно и туманно, то вывод очевиден - вам точно пора считать KPI.
Если вы только в начале пути подсчёта основных показателей эффективности, то вам может помочь наша услуга
стратегической сессии, на которой, в среднем, за 10 часов работы со всеми подразделениями вашей компании мы разработаем чёткий и понятный план стратегии развития вашего предприятия, основное направление роста и поставим прозрачные задачи для каждого подразделения.
А также у нас есть комплексные проекты для компаний, которые готовы вынести свой маркетинг и развитие на скоростной уровень.