Как соискатели выбирают работодателя в автоиндустрии: исследование Paper Planes
/Статья
Сергей Худовеков
Старший партнёр Paper Planes, руководитель практики HR

Современный работник выбирает не только удобный график и высокую зарплату, но и перспективы профессионального роста, мобильность и саморазвитие.

К такому выводу пришли аналитики Deloitte при составлении ежегодного отчета 2019 Global Human Capital Trends.
Международные тенденции в сфере человеческого капитала, отчет Deloitte 2019 год:
Статистические данные для исследования собирались в частности на территории России, поэтому справедливо будет заявить, что данные тренды характерны и для российского рынка труда.

Чего желает российский соискатель? На этот вопрос агентство Paper Planes решило дать ответ в рамках исследования, направленного на анализ факторов выбора работодателя в сфере торговли автомобилями.

Исследование было построено в формате сбора количественных данных путем опросов и дальнейшего их анализа. Интервью проводились преимущественно с работниками автомобильной отрасли и логистики, а также со студентами.
/Контрольная группа
  • 382 респондента
  • 88% опрошенных — мужчины
  • 28% опрошенных — в возрасте 18–25 лет, 26%
    — в возрасте 31–35 лет
  • Более ⅓ респондентов имеют общий трудовой стаж 11–20 лет
/Общие тренды
Потенциальные сотрудники крупных автопроизводителей ждут от работодателя возможности обучаться и развиваться профессионально, продвигаться по карьерной лестнице.

Однако стабильность по-прежнему остается важным ориентиром в планировании карьерного трека. Стабильность в понимании респондентов связана с размером заработной платы: четверть опрошенных заинтересована в соответствии размера компенсации трудовому вкладу.

Современный работник — карьерист, и work-life баланс интересен лишь четверти опрошенных.
Бренд компании играет незначительную роль — только каждый десятый ориентируется на громкое имя.

Шкала интересов потенциальных сотрудников:
Исходя из этих данных, можно сказать, что современный работник для автомобильной индустрии рассматривает будущего работодателя как ментора и помощника в развитии. Карьерный рост, интересные проекты и заработная плата интересуют соискателей сильнее всего.

Вместе с тем респонденты демонстрируют большую степень индивидуализма и в целом не слишком склонны к избыточным проявлениям корпоративной культуры на рабочем месте.
/Портреты соискателей
В общей массе респондентов оказалось возможным выделить несколько наиболее крупных групп, объединенных сходством признаков. Каждый кластер предъявляет свои требования к работодателю и имеет разные цели при трудоустройстве. У каждого кластера есть свое лицо:

Вечные студенты (20% респондентов). Это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Их главный запрос к работодателю — возможность профессионального развития и обучения. Личность и бренд работодателя их интересуют мало.

Молодые Карьеристы (18%). Это студенты, которые поставили своей целью карьерный рост и участие в важнейших проектах компании. Карьеристы готовы работать в сложных коллективах и брать на себя ответственность.

Ретрограды (17%). Это уже взрослые специалисты среднего возраста, которым нужна стабильность. Они уже в достаточной степени профессиональны и самостоятельны, поэтому их интерес к обучению и поддержке снижен.

Инноваторы (10%). Молодые (до 25 лет), которые хотят развития и выбирают компании, которые находятся на острие технического прогресса. Инноватор готов работать сверхурочно, но самостоятелен: фактор выбора «Лидерство» для Инноваторов не имеет особого значения.

Циники (15%). Циники приходят, чтобы зарабатывать — остальное им не интересно. Циник — это опытный работник со стажем 11–20 лет.

Дружелюбные (11%). Это противоположность Циников. Для них заработная плата играет меньшее значение в сравнении с возможностью узнать что-то новое и выстроить хорошие отношения с партнерами по работе.

Самый компактный, но самый привлекательный для индустрии кластер — это Реформаторы-консерваторы. Это взрослые специалисты до 35 лет с опытом работы, которые хотят учиться новому в стабильном и крепком коллективе. Ради такой возможности они готовы несколько поступиться размером заработной платы. Именно это, вкупе с наличием опыта и навыков, делает их поиск приоритетом для HR-специалистов.
/Выводы
Сотрудникам HR крупных автомобильных брендов стоит обратить внимание на ключевые сообщения, транслируемые их брендом потенциальным сотрудникам.

Профессиональный рост и допуск к крупным проектам — именно это интересует соискателей с самым высоким потенциалом. Эти ценности универсальны для молодых и уже опытных соискателей, поэтому расширять присутствие бренда стоит как в профессиональных сообществах, так и в университетских кампусах.
Все полезные материалы по маркетингу от экспертов Paper Planes в нашем чат-боте Telegram
База знаний Paper Planes