Проблема 1. На каком рынке находится компания?Решение этой проблемы складывается из решения следующих трех вопросов:
- Как идентифицировать рынок?
- Стоит ли работать именно на этом рынке?
- Способна ли компания удерживать лидерство на этом рынке?
Что следует считать рынком?
Долгие годы считалось (и считается многими теперь), что рынок для данного бизнеса зависит от его целевой аудитории — т. е. от некого объединения людей по неким социально-демографическим признакам. Это заблуждение важно отбросить как можно раньше и осознать, что внутри выделенной вами социально-демографической аудитории клиенты — включая одних и тех же людей — могут пользоваться совершенно разной логикой при покупке одного и того же продукта, поскольку при его помощи они могут в разное время и при разных обстоятельствах выполнять совершенно разные задачи.
Уже известный нам американский бизнес-консультант Клейтон Кристенсен сформулировал в 2008 г. свою «теорию работ» (Jobs To Be Done — «работы, которые должны быть сделаны»). Основной ее посыл заключается в том, что любой компании приходится конкурировать не только и не столько за целевые аудитории и социально-демографические группы, сколько за типы работ, которые выполняют клиенты с помощью продукта, а весь рынок представляет собой совокупность работ, которые должны быть сделаны, причем один и тот же клиент в разное время и различных обстоятельствах может выполнять разные работы при помощи одного и того же продукта.
Вот почему изучать нужно не (ну хорошо, не только) целевые аудитории и социально-демографические группы, а типы работ, которые выполняют клиенты с помощью продукта. В настоящее время уже существуют решения, которые позволяют автоматизировать анализ больших объемов клиентских данных. Например, агентство Paper Planes при помощи языков математического моделирования R и Python помогает заказчикам создавать на основе их клиентских баз карту Jobs To Be Done (JTBD). Наш анализ клиентов одной из клиник Самары показал, что существуют восемь совершенно разных групп пациентов по способу взаимодействия с этим медицинским заведением, а для некоторых организаций нам удалось выделить до 97 совершенно различных клиентских групп.
Карта JTBD со временем может меняться, поскольку клиентов можно научить другим способам потребления продукта. Работая с одним из салонов оптики, мы выявили, что их клиентская база более чем на 50% состоит из покупателей, которые носят очки, но они приносят не более 25% выручки. Клиенты, которые предпочитают контактные линзы, составили не более 30% аудитории салона и приносили лишь первые проценты выручки, в то время как покупатели обоих видов продукции, составляя около 15% клиентской аудитории, приносили салону до 70% выручки. Мы обратили на это внимание нашего заказчика и предложили ему обучить своих клиентов типу покупательского поведения «я покупаю очки и контактные линзы для разных жизненных сценариев».
Количество JTBD может быть сколь угодно велико: нам приходилось сталкиваться с клиентами, у которых на месте трех-четырех целевых аудиторий возникали десятки JTBD. Надо сказать, что современные средства автоматизации маркетинга позволяют достаточно легко сократить трудозатраты на выстраивание коммуникаций даже с таким количеством потребительских сценариев.
Итак, все пять конкурентных сил непрерывно борются друг с другом за JTBD. Клиенты благодаря цифровизации имеют доступ ко всей информации о предложениях на рынке (причем объем этой информации постоянно растет) и это приводит, с одной стороны, к коммодитизации и росту важности цифровых преимуществ, и, с другой стороны, к приходу совершенно новых революционных бизнес-моделей. Поставщики стремятся оттеснить конкурентов от каналов движения товаров, чтобы контролировать весь канал. Новые игроки стремятся обслуживать узкоспециальные работы, а товарозаменители претендуют на долю рынка — возможно, не присутствуя на нашем рынке непосредственно.
Именно равновесие конкурентных сил на рынке и создает зону извлечения прибыли для вашей компании. До недавнего времени прибыль определялась занимаемой вами долей рынка, но теперь все иначе — важна не доля рынка, а возможность пересекаться с зоной извлечения прибыли. Инновации и нестандартные решения лишь облегчают процесс пересечения.
Поскольку технологии и конкурентный ландшафт стремительно меняются, зоны извлечения прибыли постоянно мигрируют. И компании должны реагировать на эту миграцию, постоянно адаптируя свою стратегию защиты прибыли. Например, зону извлечения прибыли можно просто защищать — а можно анализировать ее движение и двигаться вместе с ней. Стратегия движения к зоне извлечения прибыли — сложный аналитический процесс, требующий отличного понимания текущих трендов и навыков предиктивной аналитики.