Как только мы начинаем изменение организационной схемы и организационной структуры с точки зрения подчинения всего, что в компании происходит, центрам прибыли (например, производству) и передаем им больше полномочий, случается магия. Отделы продаж и маркетинга – центры издержек, а потому, имея полномочия, плодят вокруг себя издержки все нарастающими темпами. Центры прибыли, начав воспринимать все остальные отделы компании как внутренних подрядчиков, которым они по сути платят зарплату, сдерживают этот разрушительный порыв.
Внезапно обнаруживается большое количество дублированных, а то и триплированных функций.
Прошлый год мы провели с одной компанией, которая поставила перед нами задачу сократить штатную численность на 20 % и при этом не потерять с точки зрения производительности. Компания теряла рыночную долю, а потому наделила маркетинг экстремальными полномочиями. В том или ином виде маркетингом в компании занималось аж 19 человек в 7 бизнес-юнитах. Кто-то уделял этой функции весь рабочий день, кто-то – по чуть-чуть. Не имея контроля и подотчетности, но имея карт-бланш на отвоевание рыночной доли (что само по себе цель сомнительная!), директор по маркетингу плодил по бизнес-юнитам людей, единственной задачей которых подчас было внесение данных в какую-то очередную ИТ-систему, которую маркетинг же на пару с CIO наворотил.
Создавалась иллюзия уникальности и незаменимости сотрудников. Уверен, знакомая картина. Но даже поверхностный взгляд на ситуацию прояснит, что незаменимость была фикцией, продиктованной хаосом.
Пересмотр оргструктуры и бизнес-процессов показал, что с точки зрения FTE (full-time equivalent) все задачи маркетинга могут выполнять 6 человек. Очевидно, если маркетинг страдает, то гораздо лучше, чтобы его реализацией занимались 6 профессионалов, чем нежели 19 любителей-парттаймеров. Поэтому, как только мы начинаем трансформацию оргструктуры, мы сразу находим те функции, от которых можно избавиться. Легко оказывается идентифицировать и тех людей, с которыми не жалко попрощаться. Попрощаться, повторюсь, потому что их функции продублированы. А не ввиду панических настроений.
Второй инструмент – увязка работы любого сотрудника с прибылью компании. Необходимо установить, какой вклад вносит каждый. Показать сотрудникам наглядно, как они влияют на успех компании. И если сотрудник уверяет, что его работа не оцифруема («алгеброй гармонию померить» пытаетесь, мол), он либо врет, либо корпоративный юрист. В каждой шутке доля шутки, и во многих компаниях и у юристов бывают KPI, но практика показывает, что в определении KPI этой позиции бывают проблемы.
Каждую ли позицию на самом деле можно оцифровать? Ответ на этот извечный вопрос лежит в плоскости уже упомянутой оргструктры. Если сотрудник любого подразделения (даже самого туманного с точки зрения обязанностей и полномочий) оказывается подчинен и с точки зрения отчетности, и с точки зрения финансов центру прибыли, то сотрудники центра прибыли рано или поздно задумаются, а за что конкретно они ему платят зарплату.
Другое дело, что не к каждой должности нужно применять универсальные показатели. У нашего клиента, сети ресторанов, мы столкнулись с попыткой валовую прибыль исчислять с учетом ФОТ уборщиц. Это сюрреалистичная и доведенная до абсурда трактовка инструмента: уборщица на валовую прибыль влиять не может. Только те параметры, на которые сотрудник может влиять напрямую (а мы способны объяснить, как на них влиять), могут закладываться в основу замера его производительности. Те параметры, которые лежат за пределами его зоны контроля, включать в систему оценки нельзя.
Третий инструмент – внедрение дашбордов, управленческих приборных панелей. Еще Кови-младший в книге «4 дисциплины исполнения» писал, что табло результативности помогает в повышении производительности.