Цифровая трансформация не ограничивается внедрением новых технологии, ее главная часть — изменения в бизнес-мышлении и в стратегических установках компаний.
Если раньше предполагалось, что роль технологий — оптимизация бизнес-процессов и контроль рисков, то сегодня цифровизация предполагает глобальное использование ИТ для переосмысления и перестройки процессов во всех сферах бизнес-стратегии: работа с клиентами, взаимоотношения между компаниями, обслуживание и реализация активов цифровых данных, внедрение инноваций и создание ценности.
Переосмысление здесь — ключевое слово. Всем необходимым для полномасштабного (а не по остаточному принципу) внедрения электронной коммерции, онлайн-банкинга, телемедицины, практик дистанционного и онлайн-образования и различных форм удаленной занятости и государство, и бизнес располагали, как минимум, с начала 2010-х гг. Но стимула для перестройки бизнеса не было — прекрасно функционировали классические способы управления взаимоотношениями с заказчиками, цепочками поставок, хранения и обработки данных.
Ситуация пандемии коронавируса не только сделала невозможными любые виды взаимодействия при продаже товаров и оказании услуг, кроме цифровых, во многих отраслях — она за короткое время послужила необходимым стимулом, который был так необходим для вышеупомянутого переосмысления бизнес-мышления и стратегий.
Эксперты считают, что текущая пандемия ускорит реализацию цифровых технологий в обществе примерно в 2–2,5 раза. В частности, представитель Аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко говорит, что планы цифровизации с горизонтом в 10 лет, касающиеся экономической жизни, в т. ч. ухода от обычных каналов розничной торговли в онлайн, видимо, будут осуществлены в течение трех–пяти лет.
Вирус выступил катализатором развития высокотехнологичных возможностей цифровых сетей для торговли, образования и досуга. Вполне очевидно, что одновременно наносится огромный экономический ущерб традиционным торговым центрам, кинотеатрам, концертным залам, книжным магазинам, стадионам и т. п. Тотальное изменение системы образования уже неизбежно — переход существенной части школьного, высшего и дополнительного образования в онлайн сегодня обсуждается уже не как идея, а на уровне реализации в кратчайшей перспективе.
При этом, согласно прогнозам, в результате пандемии получит очень мощный импульс не только дистанционное обучение, но и технологии удаленной занятости и дистанционных форм взаимодействия, которые бурно развивались последние десять лет.
Что касается проблем подбора и адаптации кадров для предприятия — мы, как эксперты в этом вопросе, уверены в том, что взаимоотношения работника и работодателя по окончании пандемии существенно изменится — и это выразится не только в том, что многие традиционные предприятия начнут работать в дистанционном режиме, но и в том, что остановка части предприятий приведет к ситуации, которая у специалистов по человеческим ресурсам называется «рынком работодателя» — когда грамотного и опытного специалиста можно нанять за меньшие деньги, чем до кризиса.
В здравоохранении цифровые технологии неизбежно выйдут на первый план — точно так же, как сегодня невозможно представить себе актуальные новости без цитирования данных интерактивной карты распространения коронавируса, созданной Университетом Джона Хопкинса, в скором будущем самое широкое распространение получат телемедицинские технологии.
При их помощи можно будет оказывать как первичную медико-санитарную помощь, так и другие виды медицинской помощи. Соответствующее законодательство вступило в силу в России как нельзя вовремя — с 1 января 2020 г. Медицинские эксперты особенно отмечают нововведения в законодательном регулировании регистрации программного обеспечения для диагностики и лечения людей – теперь не нужно регистрировать каждое обновление таких программных средств, что особенно критично для мобильных приложений — например, осуществляющих мониторинг деятельности сердечно-сосудистой системы пациента, находящегося под дистанционным наблюдением специалистов.
Учитывая то, что телемедицинскую помощь можно оказывать как бесплатно, так и платно, у этого вида медицины вырисовываются серьезные перспективы развития как по линии ФФОМС, так и в рамках системы ДМС.
И совершенно неизбежной представляется новая волна цифровизации государства. Значительно модернизировав свои цифровые возможности в период пандемии, власть будет пользоваться ими и дальше — как для обеспечения видеоохраны и технической безопасности, управления объектами жилищно-коммунального хозяйства и другими распределенными объектами в масштабах городов, так и для контроля населения, противодействия экстремизму, обеспечения взаимодействия силовых структур и т. п.
На следующей схеме сведены данные исследования McKinsey, посвященному перспективам цифровизации промышленных предприятий в России, об ожидаемом влиянии внедрения инструментов Индустрии 4.0: