/Тренд 5. Оптимизация ассортиментной матрицы
Также мы видим тренд в формировании подхода к ассортименту с позиции CLO, когда вся продуктовая линейка делится на пять кластеров продукции (пять категорий): lead-magnet (товар-магнит для лидов), tripwire (товар-ловушки), main product (основной товар), profit maximizer (максимизатор прибыли), return path (товар, за которым возвращаются).
Lead-magnet — акция формата «товар недели!», «товар месяца», которую запускают для привлечения покупателей. Акционным товаром выступает продукт с низкой себестоимостью, привлекающий максимум трафика. Например, «Магнит Косметикс» с 50% скидкой на товары недели. Покупатели, придя в магазин, редко уходят только с одной покупкой. Что они еще могут взять? Тут вступают в игру tripwire (товары захвата), которые должны провести покупателя по цепочке вперед. Это, например, снижение цены только в этот день, или акция «3 по цене 2», акция формата «товар дня», где стоимость на определенные продукты снижается до 30%. Tripwire могут быть ориентированы и на покупательские сегменты.
Так, например, «Пятерочка» предоставляет пенсионерам скидку 10% каждый будний день до 13 часов. Эти товары не предлагают такой глубины скидки, как lead-magnet, но достаточно выгодны по цене, чтобы попасть в корзину покупателя. Main product — главные продукты, которые делают магазину основную выручку. Profit maximizer — максимизаторы прибыли, тесно связанные с cross-sell и up-sell (допродажа сопутствующих товаров), а также в отдельных случаях это товары большего объема (йогурт, сыр, порошок, кондиционер в большой упаковке). Return path — это уникальный продукт, за которым покупатель будет возвращаться снова и снова. Хорошим примером уникального продукта служит гипоаллергенный порошок в drugstore-ритейле.