Сервисная модель представляет собой развитие концепции, заложенной в инструменте Customer Journey Map. CJM - это совокупность точек контакта, через которые проходит клиент в процессе взаимодействия с компанией, драйверов, которые способствуют переходу потребителя от одной точки контакта к другой, и барьеров, которые снижают эффективность взаимодействия клиента с компанией. Фирмам, которые хотят работать с клиентом в логике Customer Journey, необходимо осуществить ряд преобразований в системе управления компанией с целью достичь максимально возможной клиентоцентричности.
Для этого нужно учитывать сразу несколько основных аспектов.
Один из них - так называемый Customer Experience (CX), клиентский опыт, который можно проследить в каждой из точек контакта и связать с теми или иными процессами работы компании. Особенно важно учитывать «Moments of truth» - это те моменты взаимодействия с клиентами, которые имеют ключевое значение в плане влияния на итоговый результат работы с потребителем. Учет Customer Experience важен, так как именно клиенты приносят деньги, и для того, чтобы максимально соответствовать их запросам, нужно понимать, как стоит трансформировать организацию под конкретные задачи взаимодействия с потребителями.
Следует установить четкие причинно-следственные связи между основными финансовыми показателями организации (к которым относятся количество клиентов в активной клиентской базе, LTV этих клиентов, утилизация капитальных издержек и себестоимость во всех ее проявлениях) и индикаторами клиентской удовлетворённости, а затем переложить эти связи на бизнес-процессы компании. Бизнес-процессы могут как совпадать с конкретными точками контакта CJM, так и не совпадать, либо вбирая в себя несколько точек контакта одновременно, либо напротив, быть лишь одной из составляющих, влияющих на ту или иную точку контакта. Этот компонент сервисной модели называется Operational Experience (OX).
Кроме того, существует еще несколько особенностей, которые могут коренным образом повлиять на создание сервисной модели: