Роль 1 — Продавец компонентов. Компания, продающая только один вид товара. Занимает самую большую рыночную долю и имеет самую привлекательную цену.
Роль 2 — Составитель комплектов. Поставщик комплектов предоставляет спектр услуг для клиентов: оборудование, доставку, установку. Клиенты обращаются к поставщикам комплектов за удобством, желая сэкономить время и усилия, сузив круг контрагентов до одного подрядчика.
Роль 3 — Интегратор. Компании, имеющие сверхширокую продуктовую матрицу, способную покрыть все потребности клиента. Плата взимается за «интеллектуальный клей» (экспертные знания), которым она скрепляет компоненты и их наборы между собой. Такие компании позиционируют себя в качестве центров компетенций, но сталкиваются со сложностями в защите цены от агрессивного клиента.
Роль 4 — Поставщик решений. Поставщик готовых решений продает «деньги за деньги». Такие компании детально понимают бизнес клиента и предоставляют готовое решение, которое принесет прибыль.
Суть различия между ролями — в уровне экспертности продавца. Продажи первого и второго типа являются транзакционными — продавец предлагает выбрать продукт на основе его технических преимуществ: частотности импульсов, эффективности лечения по результатам клинических наблюдений, скорости настройки лампы. Минусом таких продаж является то, что покупатель имеет возможность легко подсчитывать и сравнивать характеристики и цены. В результате компании, использующие стратегию транзакционных продаж, жестко конкурируют по цене и имеют большой процент проигранных сделок.
Напротив, продажи типа 3 и 4 — экспертные. Продавец продаёт знания для решения конкретных проблем клиентов — предлагает лазер на основе данных о спросе на процедуры в городе, а также на основе понимания связи между надёжностью конструкции, стоимостью обслуживания и скоростью окупаемости инвестиций.
В таких сделках клиенту сложно выделить реальную цену услуг. Это позволяет компаниям, использующим стратегии 3-го и 4-го типов, обеспечивать более высокую маржинальность операционной деятельности.
Проанализировав пакет продуктов и позиционирование конкурентов, мы выяснили, что стратегию Составитель комплектов используют все игроки рынка, включая нашего клиента — покупателям предлагается оборудование с услугами ремонта и неполная маркетинговая поддержка.