Шаг 2. Выбор бизнес-модели, дающей устойчивое конкурентное преимущество:
Многие ритейлеры, построив EST-модель, обращают внимание на такую ее ось, как experiencest – предоставляющий самый необычный опыт посещения торговой точки. Поскольку крупные федеральные ритейлеры редко уделяют внимание этому показателю, может сложиться обманчивое впечатление, что фокус на нем способен стать источником долгосрочного конкурентного преимущества.
В связи с этим компании инвестируют средства в такие точки контакта, как электронные кассы, дроны и другие инструменты, поражающие воображение покупателя. Но может ли такой фановый подход дать региональному ритейлеру реальные возможности в конкурентной борьбе?
Ответ, к сожалению, отрицательный. Дело в том, что основным источником experiencest являются технологические и операционные новации, которые крупный федеральный конкурент при желании может не только скопировать, но и, используя все тот же эффект масштаба, сделать это дешевле и эффективнее.
Залогом успешной конкурентной борьбы являются такие идеи, которые позволяют региональному игроку обернуть масштаб федерального конкурента себе на пользу.
Очевидно, что источником эффекта от масштаба являются регламентация процессов и их регулярная повторяемость, а значит, региональный ритейлер должен искать такие бизнес-модели, которые не могут быть повторены федеральным игроком на местах, поскольку, ввиду глубокой кастомизации, создают барьеры для операционной деятельности крупных игроков.
Рассмотрим пример.
Нашим клиентом являлся региональный DIY-ритейлер. Столкнувшись с приходом в регион крупного международного игрока и потерявший махом большой объем РТО, в попытке противостоять экспансии конкурента влобовую наш клиент принялся создавать «идеальный магазин для всех». Отсутствие серьезных преимуществ в закупке, входящей логистике, доле СТМ в матрице и операциях в торговом зале привели клиента к серьезному оттоку его покупателей.
Выгрузив базу и проведя все необходимые первичные и вторичные исследования, мы увидели, что львиную долю продаж занимал hard-DIY, то есть строительные материалы и оборудование для профессионалов.
Проведя серию глубинных интервью с представителями строительных компаний, мы поняли, что бизнес-модель конкурента адаптирована под эффективное взаимодействие с b2b. Модель QFD помогла нам точно сформулировать и опредметить требования b2b-контрагентов к организации торговли, ассортименту, прокату оборудования, планограммам, POSM, работе продавцов, зоне погрузки-разгрузки, политике ценообразования и скидок.
Проведенные на основании исследования преобразования, по сути, превратили ритейлера в узкоспециализированного и профилированного под нужды b2b игрока, который отказался от b2c-клиентов, отдав их конкуренту. Но, в то же время, восстановил РТО до докризисного уровня, сфокусировавшись на рынке, который не был интересен федералу.
Проведенный анализ показал, что клиент, долгое время отказывавшийся от обновления ассортимента и обучения сотрудников и уповавший на лояльную ему базу клиентов, не заметил, как за десять лет развития вышел со своими клиентами на пенсию, растеряв платежеспособность клиентской базы.
Клиент не сумел отследить миграцию потребительской ценности и попал в своеобразный маркетинговый гамбит. В такой ситуации нам ничего не оставалось, кроме как порекомендовать ритейлеру продать свой бизнес.
В последние годы на фоне стремительно возрастающего количества рекламных коммуникаций потребители начинают все более и более бережно относиться к своему времени. Такая ситуация ведет к все возрастающей роли такого компонента EST-модели, как fastest, дающей возможность приобрести товар быстро и без очередей.
Помимо нарастающей автоматизации fastest означает для ритейлеров еще и необходимость поиска революционных моделей зонирования торговых пространств, особенно в супер- и гипермаркетах.
Например, в DIY-ритейле можно встретить магазины, в которых пространства зонированы по принципу профессий (товары для маляров, товары для штукатуров). Мебельные магазины могут зонировать пространства в логике помещений дома (например, зона спален, кухонь, ванной). А фуд-ритейлеры, например, могут учитывать выкладки – свежесть продуктов или их калорийность.