Следует понимать, что на данный момент цифровая трансформация российского бизнеса находится в состоянии первичного осмысления.
Это выражается, в частности, в наборе услуг, которые готов предоставлять российский бизнес и которые можно включать в типологию Индустрии 4.0.
На данный момент наиболее распространёнными услугами такого рода являются продвинутый и статистический контроль процессов, а также оптимизация работы оборудования в режиме реального времени; вместе с тем такие услуги Индустрии 4.0, как удалённый мониторинг и контроль или оптимизация цепочки поставок в реальном времени, остаются на данный момент вне компетенции российских провайдеров.
В том, что касается внутренних процессов, 14% промышленных предприятий (все приведённые в исследовании цифры — от общего процента респондентов) в РФ находятся в стадии полной готовности к цифровой трансформации.
Вместе с тем 90% предприятий не используют современные системы управления предприятием (MES-системы, цифровые линии и прочее).
Локомотивами российской цифровизации выступают представители авиастроения и автомобилестроения — именно эти предприятия уже сейчас используют методы цифрового моделирования на уровне разработки продукта и его производства. Представители этих отраслей заинтересованы в решениях для непрерывного мониторинга и диагностики состояния оборудования.
Повышение скорости принятия управленческих решений и более быстрый вывод на рынок новой продукции — основной интерес российских руководителей. Технические руководители же заинтересованы в повышении гибкости эксплуатации оборудования и гибкой маршрутизации.
Главная забота российских руководителей бизнеса и технических специалистов — поиск квалифицированного персонала: 45% представителей только металлообрабатывающей индустрии отмечают острую нехватку его для осуществления процедур цифровизации. Технические специалисты особо отмечают, что высокая себестоимость выступает одним из негативных факторов в процессе цифровизации.
В итоге заинтересованность в развитии инструментов Индустрии 4.0 и цифровизации бизнеса в целом прослеживается в одинаковой степени среди руководства предприятий и ответственных за техническую составляющую бизнеса. Большая гибкость принятия решений и эксплуатации оборудования — и как следствие сокращённые сроки разработки и производства продукции — это ключевые приоритеты российского бизнеса будущего.
Главным фактором, тормозящим развитие производства в сторону дальнейшей цифровизации, является дефицит квалифицированного персонала.