Компании третьего уровня добавляют к формуле прибыли основные статистические метрики. Они начинают работать с многомерными распределениями, считать корреляции, регрессии, обнаруживать зависимости между разными параметрами, а потому рассуждают не только о том, где хорошо и где плохо, но и почему это происходит. Они выявляют исходные причины тех или иных ситуаций, роста или снижения тех или иных параметров и берут эти причины под контроль.
На четвертом уровне аналитической культуры располагаются компании, использующие прогнозные методы. Они используют моделирование и прогнозирование и умеют отвечать на вопросы «что будет дальше?», «куда дальше двинется рынок?», «куда дальше двинется наша компания?», «что будет, если ничего не предпринимать?», «какова ожидаемая эффективность от внедрения тех или иных инструментов?».