Прогнозируя эти три параметра, мы можем понимать, как меняется специфика покупок в конкретной категории, и как они в совокупности влияют на показатели средней выручки.
Если мы видим, что выручка остается стабильной, то это не показатель, что в следующем месяце будут продаваться те же позиции, что и в прошлом. Можно увидеть, что средняя стоимость позиций сократилась, а количество – выросло, что не отразилось на показателе средней выручки. Это могло означать, что в дело вступил фактор сезонности и спрос повысился на позиции с меньшей ценой.
Проще всего проиллюстрировать этот тезис на примере продаж в категориях товаров для автомобилей. В конкретный временной промежуток модель показала стагнацию рынка. Не погружаясь в конкретные параметры, можно решить войти на рынок и начать продавать те позиции, которые хорошо продавались у конкурентов месяц назад. Оказывается, нет – модель также показала сокращение количества продаж и рост среднего чека. Эти параметры компенсировали друг друга и оборот остался прежним. Подобная ситуация была вызвана наступлением межсезонья, когда часть автолюбителей либо переобували автомобиль в зимнюю резину, либо ставили его на стоянку до весны. Высокая стоимость комплекта зимней резины компенсировала снижение количества продаж.
Для анализа динамики рынка мы использовали четвертый параметр – индекс Херфиндаля-Хиршмана.