Одна из самых сложных проблем для В2В-компаний – большинство технологических рынков (машиностроение, производство металлоконструкций, аппаратуры, etc.) являются достаточно зрелыми и даже старыми. Изначально главным конкурентным преимуществом данных компаний была функциональность, поэтому участники рынка активно соревновались за клиентов, разрабатывали и добавляли новые функции. В какой-то момент у потребителей возник так называемый «функциональностный консенсус» – появилось понимание, какие фукнции для них действительно важны, а какие являются лишь приятным дополнением.
Компании научились определять реальные нужды клиента и удовлетворять их потребности, однако конкуренция среди игроков рынка только возросла. Потребители стали обращать внимание на безопасность, надежность и соответствие продукции стандартам качества, а компании – удовлетворять потребности покупателей. Достигнув безопасного консенсуса, игроки начали конкурировать прежде всего за сервисные стандарты. В связи с этим возникла главная проблема:
стандарты легко было скопировать, хотя они и не позволяли предельно персонализировать предлагаемые товары и услуги. По этой причине рынок перешел на
ценовой этап конкуренции. Главная опасность перехода заключается в том, что маржа рано или поздно схлопывается и необходимо каким-то образом выбираться из-под ценового давления на рынках, на которых когда-то можно было получать сверхмаржу.
Все эти переходы и изменение потребности рынка называются коммодитизацией. Данное явление можно представить в виде
модели «Windermere Associates», на которую ссылается автор книги
«Дилемма инноватора» Клейтон Кристенсен.