21 октября 2016 г.
1133

Про Урфин Джюса, щебень и Эру Потребителя.

Когда герой детской книги Николая Носова «Незнайка на Луне» Пончик упал на внутреннюю лунную поверхность, он приземлился не где-нибудь, а на пляже.
На морском пляже, где, в том числе, как водится на морских пляжах, были залежи соли. Соль набилась Пончику в карман, и он продолжил свой путь по Луне. Придя в лунный город, Пончик зашел в ресторан и заказал себе суп. Каково же было его удивление, когда, попробовав суп, он понял, что суп не вкусный, потому что не соленый. Вспомнив о том, что у него в кармане есть соль, Пончик достал ее и посолил блюдо. «Чем вы тут занимаетесь?» — спросил его шеф-повар того ресторана. «Солю», - ответил Пончик. «Позвольте попробовать», — шеф-повар попробовал суп и удивился тому, насколько преобразилось приготовленное им блюдо. Так выяснилось, что лунные жители не знают ничего о соли. Смекалистый Пончик понял это и стал соляным магнатом на волне этого рыночного гэпа, этой открывшейся ниши и возможности. Потом местные воротилы бизнеса, конечно же, выследили, где Пончик добывает соль, разорили его, и Пончик отправился работать выгульщиком крокодилов к местной богатой лунной женщине, но факт остается фактом: какое-то время Пончик мог снимать сливки со своего эксклюзивного знания.

В четвертой части эпопеи «Волшебник изумрудного города» выдающийся советский писатель Волков изобразил похожую ситуацию с хорошо известным героем Урфином Джюсом. Найдя на просторах волшебной страны зажигалку, Урфин воспользовался доверием малообразованного племени маранов, которые приняли человека, умеющего извлекать огонь прямо из кулака, за бога огня, и с их помощью захватил волшебную страну. Однако на помощь как всегда прибыли отважные друзья из Канзаса, в том числе и пожилой моряк, который также владел зажигалкой. Так мараны увидели, что не только их бог может высекать огонь из руки, Урфина Джюса быстро свергли и возвратили его туда, где было его место — в его огород.

Когда мне было 11, неподалеку от места, где я родился, открылась первая в России «Мега». «Мега Теплый стан». Поездка в «Мегу» всегда была выдающимся и запоминающимся событием. Автобус Scania, безлимитная сладкая газировка, мягкое скандинавское мороженое, выдающиеся сосиски, огромный ледовый каток, прекрасный фудкорт, перформансы, мебель из «Икеи», на которой можно было валяться, огромное количество магазинов — поездка в «Мегу» была прекрасным вариантом для проведения уикенда для целой семьи. Прошло время, и интернет сформировал для нас полную ценовую доступность. Один клик, и мы получаем информацию о стоимости миллионов товаров в тысячах магазинов, и «Мега» превратилась для нас в место, где теперь находятся магазины, где, возможно, продают самые дешевые товары из тех, что мы ищем. И только в этом случае мы согласны ехать в «Мегу». Из праздника «Мега» превратилась в банальщину.

«Мега», Пончик, Урфин Джюс — всех их объединяет одно: страшное явление, которое таит в себе угрозу для любого мало-мальски успешного бизнеса. И имя этому явлению — коммодитизация (от англ. commodity — «биржевой товар»). Щебень, галька, глина, пемза, песок, сланец, мел, руда, сахар, соль, сера, сода — все это commodity — товары, по которым невозможно добиться неценовой дифференциации.
Любой бизнес со временем превращается в щебень и гравий, лоск уходит, любовь и преданность целевой аудитории исчезает, начинается жестокая ценовая война.

Через явление коммодитизации проходят все рынки. От этого не спрятаться ни мне, ни вам, ни Боно из U2. Единственным способом защиты от коммодитизации является персонализация – обеспечение сервиса, основанного на тщательно собираемых индивидуальных данных пользователя. Только персонализация предложений способна стать долгосрочных источником конкурентного преимущества в условиях современных турбулентных рынков. Компании, которые быстрее и успешнее остальных перейдут к логикам Эры Потребителя, и станут доминирующими лидерами на своих рынках.

Об основных аспектах AOC ( Age of Customers) рекомендую почитать в небольшом репорте от коллег из Forrester: https://goo.gl/vkzja4

Кстати, на нашем сайте Вы можете подписаться на наш дайджест с обзором самых интересных исследований и трендов :)


Подпишитесь на актуальные новости из мира маркетинга

Подписаться

Подпишитесь и получайте самые актуальные новости из мира маркетинга


Позвонить нам

+7 (495) 118-07-46Если мы не взяли трубку сразу — мы вам обязательно перезвоним!

По вопросам образовательных программ: +7 (929) 559-05-28


Приехать к нам

Москва, 1-я Тверская-Ямская, д. 23, строение 1, подъезд 4, офис 26

Оставить заявку на звонок